Условия получения юридической консультации
Свернуть
Обращаем Ваше внимание на специфическую тематику данной бесплатной юридической консультации — помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе, при различных формах семейного устройства. Вопросы, не относящиеся к тематике сайта, будут удалены.
Добрый день! Очень надеюсь на ответ!
Есть две девочки-сироты, двойняшки. Мать лишена прав. Есть в Санкт-Петербурге двухкомнатная квартира, где 3/4 собственности у девочек, 1/4 у мамы, лишённой прав.
Могут ли эти девочки быть включены в список детей-сирот нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма на основании п.1 ч.4 ст.8 ФЗ 159? В жилом помещении проживает на законном основании, мать, лишённая прав. И если да, то как решить вопрос с решением суда об отказе в принудительном расселений? Мать собственник, ее никто не может из этой квартиры выселить.
Добрый день! Собственника принудительно выселить нельзя, ЖК содержит норму только для соцнайма. Но и принудительный обмен предусмотрен ЖК только для соцнайма, поэтому нужно подавать документы в МФЦ на установление невозможности проживания по этому основанию-проживание родителей ЛРП (без решения суда о принудительном обмене- это только для соцнайма), обжаловать возможный отказ в прокуратуру и суд.
Мне в аналогичной ситуации даже как-то вот удалось оформить все без суда (я в МФЦ вместе с документами подала письменные пояснения с указанием, что буду вынуждена обжаловать отказ)- ребенок живет уже в спецнайме. Кто-то судится- конечно,ведь в городе просрочки предоставления жилья и новых льготников не жалуют.
<Письмо> Минобрнауки России от 08.04.2014 N ВК-615/07
"О направлении методических рекомендаций"
2. Признание невозможности проживания собственника в жилом помещении с лицами, лишенными в отношении него родительских прав.
К категории членов семьи детей-сирот и лиц из их числа, являющихся собственниками, могут относиться их родители, проживающие в жилом помещении. Граждане, лишенные родительских прав, становятся бывшими членами семьи собственника ребенка, что по общему правилу должно приводить к прекращению их права пользования жилым помещением (ст. 31 Жилищного кодекса).
В то же время такие граждане, если они участвовали в приватизации данного жилого помещения, приобретают бессрочное право пользования им в силу ст. 19 Федерального закона N 189-ФЗ при прекращении семейных отношений с собственником <1>. Кроме того, у граждан, лишенных родительских прав, может быть самостоятельное право пользования жилым помещением собственника из числа детей-сирот и лиц из их числа, основанное на завещательном отказе (ст. 33 Жилищного кодекса)
Поэтому проживание на любом законном основании в жилом помещении, принадлежащем детям-сиротам и лицам из их числа граждан, лишенных родительских прав в отношении своих детей, рассматривается в качестве основания невозможности проживания в жилом помещении детей-сирот и лиц из их числа (п. 1 ч. 4 ст. 8 Федеральный закон N 159-ФЗ).
Следует признать некорректность формулировки п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в новой редакции, согласно которой проживание в жилом помещении, находящемся в собственности несовершеннолетнего ребенка, граждан, лишенных родительских прав в отношении него, рассматривается как обстоятельство невозможности проживания только при условии наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса.
Указанное положение не может применяться, поскольку противоречит ст. 72 Жилищного кодекса, предусматривающей право обмена жилых помещений только для нанимателей таких помещений по договорам социального найма. Собственник жилого помещения стороной сделки обмена быть не может. Соответственно, в случае, когда родители, лишенные родительских прав, проживают в жилом помещении несовершеннолетнего в качестве собственников, бывших членов его семьи, невозможность проживания следует устанавливать без учета положения о принудительном обмене жилого помещения. Вопрос о выселении родителей, лишенных родительских прав, может быть решен при наличии иных предусмотренных законом оснований (ст. 293 Гражданского кодекса, ст. ст. 31, 35 Жилищного кодекса).
Невозможность осуществления принудительного обмена жилого помещения, находящегося в собственности ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, обусловленная некорректностью нормы п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, не может рассматриваться в качестве основания непредоставления жилого помещения по новому порядку жилищного обеспечения, поскольку данный порядок направлен не только на решение жилищной проблемы лица, но и его социальную адаптацию во взрослой жизни.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2020 N 48-КАД20-3-К7
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что заявителем не представлено вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что оспариваемый отказ препятствует реализации заявителем права на обеспечение жильем как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
"Таким образом, положения статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируют вопросы обмена жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Исходя из приведенных законоположений в их системном единстве, наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения необходимо в случае, если речь идет о проверке возможности проживания указанных в статье 8 Закона N 159-ФЗ лиц в ранее занимаемых по договору социального найма жилых помещениях.
Принимая во внимание, что оспариваемые действия Курчатовского УСЗН администрации г. Челябинска препятствуют реализации административным истцом права на обеспечение жильем как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вывод судов первой, апелляционной и кассационной инстанций о законности отказа административного ответчика установить факт невозможности проживания Волохова Д.В. в одной квартире с биологической матерью, лишенной в отношении него родительских прав, исключительно по тому основанию, что не предоставлено вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, является ошибочным".