Жизнь в детском доме или школе-интернате не способствует социальной адаптации выпускников: они не могут себя обеспечивать, привыкают к потребительскому отношению к обществу, не стремятся к личностному росту, не хотят и не умеют выстраивать отношения с другими людьми. Выпускники часто бросают учебу в средних профессиональных учебных заведениях, испытывают трудности при устройстве на работу и в отстаивании своих законных прав.
После выпуска из учреждения молодой человек, который провел свою жизнь за высоким забором и остался абсолютно неподготовленным ни к бытовым ситуациям, ни к самостоятельному принятию жизненно важных решений, остается один. Процент выплывших в этой ситуации ничтожно мал.
В 2015 году «Апрель» приобрел в собственность квартиру, после ремонта и обустройства которой, там поселились выпускники детских домов и коррекционных школ-интернатов. Сейчас в «Ресурсном Центре для выпускников детских учреждений» проживает шесть мальчиков. Ребята получают профессиональное образование и учатся в вечерней школе, чтобы получить аттестат, а вместе с ним право на дальнейшее обучение по второй рабочей специальности, которую они выберут уже сами (первую за них выбирает администрация учреждения и не всегда этот выбор совпадает с желанием самого человека).
Но самое главное – выпускники, прожившие всю жизнь в вынужденной изоляции, на всем готовом и не имеющие ни бытовых навыков, ни опыта принятия самостоятельных решений, теперь учатся жить обычной жизнью. В этом им помогают наставники, задача которых – создать безопасные условия для социальной адаптации ребят. Хотя прошло всего два года, мы считаем Ресурсный центр очень успешным и перспективным проектом, потому что видим, как меняются наши выпускники.
Результаты психологической диагностики показали, что за 10 месяцев ребята преодолели отставание в социальном возрасте на 5-6 лет. Еще недавно это были люди без собственного мнения, не осознающие даже своих пристрастий в еде, не говоря уже о личностной идентификации, об осознании своих желаний, о жизненной позиции… И вот сейчас они семимильными шагами нагоняют упущенное, им трудно, им очень трудно, но они уже поверили в себя и очень хотят после окончания учебы найти свое место в жизни.
Истории выпускников
Лёша
Каждый из нас понимает, как важно найти дело своей жизни. Работу, ради которой хочется вставать по утрам, и которую любишь как хобби. Особенно тяжело в этом поиске призвания приходится ребятам из детских домов. У большинства из них нет рядом человека, который подскажет как решить трудную задачу, нет возможности купить книги для подготовки к поступлению, а иногда даже нет возможности выбрать дальнейший профессиональный путь. Но иногда судьба подбрасывает счастливый билетик. Наш подопечный из ресурсного центра Леша после школы пошел учиться на маляра. Не потому, что хотел, а потому что весь их класс пошел «на маляра». Но уже учась в училище, Леша попросил БФ «Апрель» дать ему шанс получить образование в Петербурге рядом с друзьями по школе-интернату. Так получилось, что Леша поступал в Питерский лицей уже в середине года, поэтому выбора было не много. “Столяр или портной” — сказали в приемной комиссии. Леша выбрал столяра и .. выстрелило! Это всегда удивительно приятно слушать, как Леша говорит про свою учебу, с какой радостью хвастается своими изделиями и как мечтает о будущей работе, связанной со столярным делом. Однажды, во время совместного ужина, когда мы обсуждали покупку мебели в комнату мальчиков, Лёша возмущённо произнёс: «мебель из ДСП-позор для столяра!», с этих пор Лёша старается по возможности делать мебель своими руками. Лёша посещает занятия в столярной мастерской «Тёплого Дома», где ему очень нравится. От Леши и от БФ «Апрель» спасибо огромное за теплое и уютное место, где можно оттачивать свои навыки под руководством чутких мастеров-наставников.
Игорь
Каждый год в детском доме дети проходят диспансеризацию, проходил ее и Игорь. Врачи всегда говорят непонятно, но пару слов в память врезались. И эти страшные слова были «опухоль мозга». Когда Игорь попал в Ресурсный центр он сказал эти слова вслух, тогда нам всем стало страшно и мы поняли, что надо немедленно уточнять, какой же диагноз ему поставили. Медицинская карта куда-то потерялась в училище и что стоит за этими словами невозможно было узнать. Дело прояснило бы МРТ, но без медкарты было не получить направление, более того даже непонятно какой конкретно МРТ делать. Мы метались от одного врача к другому, просиживали вечера на медицинских форумах, но казалось все это не имеет никакого смысла. А потом открылся какой-то «зеленый коридор». В поликлинике мы встретили очень чуткого и небезразличного врача, которая, узнав про судьбу Игоря, захотела ему по-человечески помочь. Она договорилась сделать МРТ с большой скидкой. А потом в училище нашлась медкарта и все завертелось по новой. Удалось найти старые снимки, удалось сделать новые по направлению (а значит бесплатно), удалось быстро (а очередь к врачу-неврологу в поликлинике на месяц) попасть к врачу, которая сказала: «Ничего страшного»…и мы выдохнули. Опухоль действительно есть, но она очень маленькая и не увеличивается. Остаётся следить за здоровьем, наблюдаться у невролога и жить, наконец, без страха.
Коля
Коля — из тех людей, которые, утопая в молоке, взобьют его в масло. Он использует все возможности, которые перед ним возникают, берёт от жизни всё и мало чего боится. Самым первым из друзей устроиться на работу. Съездить в Швецию вместе с «Работа-ай». Пройти семинары, где учат рисовать комиксы и поехать с организаторами в Венгрию. Пойти учиться петь. Сделать ремонт в своей квартире. Ни один праздник не проходит без его участия. Чего только не попробовал Коля за время жизни в Ресурсном Центре!. Все эти возможности дарят яркие эмоции, которыми он обязательно хочет поделиться–ведёт активную деятельность в соц.сетях, канал на ютубе, сотни друзей, прямые трансляции в перископе. Ведь это так важно, чтобы кто-то сказал: «Ты молодец, круто!», «У тебя здорово получается». И у него правда невероятная работоспособность, везде успевает: вечерняя школа, работа, училище, друзья, прогулки, хобби.