Совсем скоро закончится учебный год, а значит, тысячи ребят покинут стены учреждений (в 2019 году их количество составило 8,8 тысяч человек) и пойдут строить собственную жизнь самостоятельно. Где именно они смогут это сделать — вот в чем вопрос. Не так давно общественность всколыхнула новость о планируемых изменениях в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон). Грядут перемены и перемены не к лучшему.
На сегодняшний день для включения в Список на обеспечение жильем лицам, являющимся нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками помещений, необходимо доказать невозможность проживания в этих ранее занимаемых помещениях. При этом сейчас существует перечень обстоятельств, с наличием которых Закон связывает установление невозможности проживания. Тем не менее, согласно законопроекту этот перечень предлагается существенно сократить.
Так, например, предлагается считать, что нет ничего опасного для наших повзрослевших детей в проживании с людьми, страдающими тяжелой формой хронических заболеваний (туберкулез, психические расстройства с тяжелыми проявлениями, эпилепсия с частыми припадками и т.п.).
Также становится не абсолютным условие для получения собственного жилья — проживание в одном жилом помещении с родителями, лишенными родительских прав в отношении этого ребенка. Теперь согласно законопроекту для признания невозможности проживания такие родители, проживающие в квартире, должны стоять на учете в наркологическом диспансере или иметь судимость (подвергаться уголовному преследованию) за преступления против жизни и здоровья или половой неприкосновенности, против семьи и несовершеннолетних и др,. или иметь неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Кроме того, предлагается отменить возможность регионов РФ устанавливать дополнительные обстоятельства (сейчас это могут быть: проживание лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; либо признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности и др.), «поскольку установление в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации иных обстоятельств невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях приводит к увеличению численности граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» (из пояснительной записки в законопроекту).
То есть мы возвращаемся на пару десятилетий назад, когда всех нас так возмущало то обстоятельство, что в момент изъятия из семьи пребывание в ней считается для ребенка опасным, а по достижении 18 лет уже все в порядке, можно возвращаться туда же, где над тобой издевались, били и не кормили… Конечно, если родителей за это не посадили. А многих ли сажают? А кто из них встает на учет в диспансере или проходит курс реабилитации? Кто проходит, тот обычно берет себя в руки, восстанавливается в правах, и дети возвращаются в кровную семью. Заселяя ребенка с непростым прошлым, особенно выпускника детского дома, чей потенциал нормально социализироваться и так невысок, в алкогольный притон, что мы получим на выходе? Не надо быть пророком – алкоголизация, бытовые конфликты, преступления на бытовой почве, новые дети в детских домах, то есть замкнутый круг. Но Министерству Просвещения, которое предложило эти поправки, кажется, что все хорошо закончится. Отдельно можно будет снять несколько сериалов о возвращении в отчий дом детей, которых матери оставили в детдоме по собственному желанию.
Очень часто выпускникам детских домов, зарегистрированным в коммуналке или ином жилье достаточного метража вместе с родственниками или третьими лицами, последние просто не открывают дверь и не пускают их проживать по месту регистрации после выпуска. Не хотят люди такого соседства – привыкли уже к обособленной жизни и готовы даже на нарушение закона, чтобы ее отстаивать. А выпускники детских домов не настолько социализированы, чтобы догадаться вызвать участкового, обращаться в суд. Да и если вызывают участкового, по совету нашего юриста, что он может сделать? Только обеспечить законное вселение – заставить проживающих в квартире людей открыть дверь новому соседу…. Но можно представить, какую жизнь они ему обеспечат при желании и небольшом опыте. Напомню, это те самые родственники, которые не хотели его видеть всю предшествующую жизнь. В наших старых фотоальбомах можно найти много мальчиков и девочек, бывших наших подшефных… Потом они подросли и попали вот в такую же ситуацию. И не смогли нормально устроить свою самостоятельную жизнь — их попросту выжили из этих квартир, им пришлось уходить в никуда, и участь их сегодня невеселая. Но закрепленное жилье на старте же у них было, оснований для признания невозможности проживании не было, так что вроде как государство им ничего не должно, все по закону.
Ну и вишенкой на торте в новом законопроекте стало предложение вместо жилья выдавать государственные жилищные сертификаты на его покупку, размер которого будет определяться исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, утверждаемого на федеральном уровне. Все новое – это хорошо забытое старое, конечно. То есть мы забываем теперь, что договор найма специализированного жилого помещения был придуман из-за большого количества загубленных жизней. Выпускников детских домов буквально поджидали у ворот черные риэлторы, чтобы отобрать у них полученные квартиры/сертификаты/субсидии — скупали жилье за бесценок, убивали или увозили ребят в неизвестном направлении… Тогда государство встало на защиту детей-сирот и был утвержден порядок получения жилья посредством заключения договора найма специализированного жилого помещения. По условиям этого договора человек не может в течение пяти лет распоряжаться данным жильем – сдавать в аренду, продавать или дарить, а по истечении срока комиссия принимает решение продлить срок действия договора еще на 5 лет (при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации) или заключить договор социального найма. Теперь Минпросвещения предлагает умыть руки и закрыть глаза на дальнейшее развитие вопроса. Что делать с этим сертификатом выпускнику детского дома – дело самого выпускника. Боюсь, организациям, работающим с бездомными, например, нашей питерской «Ночлежке», работы здорово прибавится.
Авторы законопроекта даже не скрывают причины появления таких поправок. Так и пишут в пояснительной записке к законопроекту: «предлагаемые законопроектом изменения не приведут к сокращению числа детей-сирот, которые уже получили право на обеспечение жилыми помещениями, но позволят предотвратить увеличение численности граждан, указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по указанным основаниям», то есть что-то слишком много сирот у нас без жилья, надо бы сократить расходы (обычная экономия бюджета). Конечно — за счет самых бессловесных и беззащитных. Вопрос социализации выпускников детских домов всем, кто работает в этой теме, кажется вопросом государственной важности. Это настоящая катастрофа – сотни молодых здоровых людей, падающие в пропасть на наших с вами глазах. Каждый год. Но вместо того, чтобы придумывать, как помочь им социализироваться, что еще сделать, чтобы не потерять их, вместо того, чтобы протянуть им руку и попробовать вытащить, сейчас государство их в эту пропасть подтолкнет.
По мнению экспертов, вышеуказанные планируемые изменения Закона ведут к ухудшению качества жизни лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порождают новое поле для злоупотреблений и нарушений прав выпускников детских домов.
Комментарий эксперта: Юрист БФ «Апрель» Дина Ченцова:
Даже на сегодняшний день по-прежнему остается еще много спорных ситуаций при установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых помещениях, а планируемое сокращение обстоятельств попросту вернет ребят в жилье, где фактически жить они все равно не смогут, пополняя собой число бездомных. Экономия бюджета приведет к нарастанию социального кризиса в обществе.
Что касается введению понятия жилищного сертификата, то хотелось бы напомнить, почему от подобных мер на федеральном уровне официально отказались ранее – «это позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения» (из пояснительной записки к законопроекту о введении понятия договора найма специализированного жилого помещения).
Даже если оставить за скобками тот факт, что норма о введении срочного договора найма была буквально «написана кровью» пострадавших ребят, остается еще много вопросов к процедуре выдачи сертификата. Согласно законопроекту порядок выдачи сертификата, срок его реализации, размер социальной выплаты, общая площадь приобретаемого или строящегося жилого помещения, условия приобретения или строительства жилого помещения, а также условия оплаты в рамках сертификата определяются законодательством субъекта Российской Федерации, поэтому еще остается надежда, что выдача сертификата согласно региональному законодательству останется лишь крайней мерой (например, при признании права на включение в список лиц старше 23 лет, уже более- менее адаптировавшихся в обществе, и т.п.), при сохранении сложившегося порядка предоставления специализированного жилья лицам, только выпускающимся из сиротских учреждений и приемных семей.
Кроме того, законопроект устанавливает, что расчет размера выплаты, удостоверяемой сертификатом, определяется исходя из:
-установленной на территории субъекта Российской Федерации нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма;
-норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
-других параметров, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Так, исходя из обычной нормы предоставления жилья в 33 кв.м. жилой площади и норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утв. Приказом Минстроя России от 19.12.2019 N 827/пр на 1 квартал 2020г, размер выплаты ориентировочно в 1 кв. этого года составлял бы:
— в Москве (105 043р\кв.м.) — 3 466 419р.,
-в Московской области (62 719 р\кв.м.) -2 069 727р.,
-в Санкт-Петербурге (76 429 р\кв.м.) – 2 522 157р.,
-в Ленинградской области (51 607р\кв.м.) – 1 703 031р.,
-в Кировской области (35 185р\кв.м.) -1 161 105р. и т.д.,
что не в полной мере соответствует рыночным ценам на однокомнатные квартиры жилой площадью 33 кв.м. в этих регионах, поэтому хочется надеяться, что «другие параметры, установленные правовым актом субъекта РФ» помогут привести размер выплаты в соответствии с реальными ценами на достойное жилье в регионе.