Несколько раз мы вам рассказывали, как живут дети, которых забрали из государственного учреждения в приёмную семью.
И почти ни разу — про детей, которым повезло меньше и которые до совершеннолетия оставались в детском доме.
Большинство выпускниц и выпускников вспоминают время в детском доме без особого энтузиазма, а последующая жизнь их складывается тяжело.
Но есть удивительные и волшебные исключения из правил, такие как Аня, которая рассказала немного о себе:
О своей жизни в детских домах у меня положительные воспоминания, а про обиды я не хочу говорить, если честно. Я тянулась и к ребятам, и к воспитательницам. Мне нравились разные поездки и спортивные соревнования, в которых я участвовала и всегда хотела быть первой.
Мне кажется, что я достаточно внимания получала в детских домах.
Совсем маленькой меня поместили в «дом малютки». Конечно, сама я этого не помню, эту часть жизни я восстанавливала по рассказам воспитательниц. Потом было несколько детских домов в Карелии.
После окончания 10 класса я поехала в летний лагерь, проходивший совместно с «Апрелем». За время лагеря я поделилась с сотрудницами фонда своей историей и о разных детских домах, и о том, что у меня нет основного образования.
С сентября по октябрь я училась в училище в Медвежьегорске на маляра. В октябре [в тот момент Анне исполнилось 18 лет] мне позвонила Юля* и предложила переехать в Санкт-Петербург.
Все вокруг меня отговаривали: ведь это совсем незнакомые люди, которым я не нужна, а тут (в Медвежьегорске) у меня хотя бы есть жильё и учёба.
Мне не отдавали документы, а личное дело выслали уже после того как я уехала.
Я очень боялась, но решила рискнуть.
И не зря.
В «Апреле» для меня договорились о месте в «Пристани» [фонд занимается помощью детям из детских домов], о месте в училище по направлению «швея». Рассказали, что необходимо поступать в вечернюю школу.
В «Пристани» у меня были репетиторы, наставница и психолог, которые постоянно со мной занимались и благодаря которым мне удалось поступить в школу через год после переезда в город. И так одновременно я начала учиться в двух местах: в школе и училище.
Сейчас я снимаю квартиру с подругами, учусь на повара-кондитера, занимаюсь танцами и работаю баристой в кафе «Анна помогает» [АНО занимается устройством на работу детей из детских домов].
У меня замечательные отношения с работающими там ребятами, все с похожим опытом сиротства, все готовы общаться и дружить.
Да, почти никого из прошлого у меня не осталось. Я больше начала понимать, что вообще такое дружба только когда переехала в Петербург.
Но из взрослых, которые были со мной тогда, я поддерживаю отношения с одной из учительниц физкультуры и с одним из своих воспитателей и преподавателей.
Последний мне как отец и я называю его «папа» (он и его семья не против). Мы постоянно на связи и я недавно ездила его навестить.
Многие дети с похожим на мой опытом зацикливаются на своём статусе сироты. Как будто это прилипает. Иногда кажется, что все им что-то должны. Но так ведь не бывает.
И проблема в том, что и сами дети не хотят узнавать что-то новое, и окружающие их взрослые в большинстве не делятся с ними необходимой информацией.
Я не знаю, что было бы со мной, останься я в Медвежьегорске.
Первые полгода в Петербурге я всего боялась. Тяжело было привыкать к большому городу. Я хотела уехать обратно, но не сдалась.
Сейчас для меня всё легко и просто. Я люблю ботанический сад, парки, центр города, люблю ходить по музеям и разным выставкам, мне нравится узнавать что-то новое.
Я собой ужасно горжусь. Я молодец и очень выросла. Как в общении с людьми, так и во взглядах на жизнь. Мне нравится развиваться.
И мне очень повезло, потому что рядом оказались люди, которые действительно могли помочь.
*Юля Забродина — курирует в фонде программы для приёмных семей, и сама является приёмной мамой.