Под какой каток попадает речь?

По пятницам мы стараемся рассказывать читателям о нашем проекте “Открытый университет”.  Часто приходится слышать такое  объяснение всех школьных трудностей, как педагогическая запущенность детей, попадающих в детский дом. Родители не занимались ими в их кровных семьях — как будто бы это все объясняет. Недавно мы с вами пытались разобраться, куда и почему память убегает от ребенка в детском доме. Сегодня поговорим о том, под какой каток попадает речь.  Конечно, мы опять имеем в виду среднюю температуру по больнице и помним, что из любых правил бывают исключения. Но общую картину радужной не назовешь. Речь детей и подростков, растущих вне семьи, имеет ряд специфичных и объяснимых особенностей.  И это не врожденный  дефект, а вот такое последствие жизненных обстоятельств, депривации и воспитания в системе. 

Исследователь М.Н. Лисина выделила четыре  уровня  владения речью детей в доме ребенка: первый подразумевает активное использование сложных речевых конструкций,    на втором используются двусловные предложения, на третьем роль предложения выполняют отдельные слова (существительные или глаголы), на четвертом ребенок ограничивается произнесением слов с повторяющимися слогами. Большинство детей из учреждения соответствовали четвертому уровню. Исследователей поразило, что даже дети, не имеющие никаких дефектов произношения и активно использующие слова, попав в учреждение, через некоторое время мимикрировали под остальных детей и приобретали такие же речевые проблемы. И по мере взросления ребенка проблемы только усугубляются.

Многие приемные родители сталкиваются с коммуникативными трудностями, когда в их семью приходит подросток, не умеющий выражать свои мысли, желания и чувства. В детском доме это от него не требовалось, иногда даже было невозможно, а в крайних ситуациях и небезопасно. Природа никогда не будет развивать в человеке ненужные ему рефлексы или функции. Лексический запас подростки пополняют не из книг или разговоров с мудрецами, а из общения  друг с другом. Взрослые, конечно, тоже с ними общаются, но, в основном, используют императивы. Видимо, поэтому лексика  в детском доме очень бедная и невыразительная, много так называемого воровского жаргона, есть и собственный диалект. Как правило, почти не употребляются прилагательные. А если все-таки употребляются, то только те, что характеризуют самые простые качества предмета. Все слова привязаны к быту, к конкретике, не выходят за ситуативные рамки.  Но и с обычными бытовыми предметами, явлениями и действиями детки в клетке тоже не вполне знакомы  и, соответственно, не знают обозначающих их слов. Очень болезненно об этом думать, но в лексике детей в детском доме отсутствуют слова, передающие душевное состояние, важные для личности переживания  и особенно положительные эмоции.  Это можно считать негативным последствием депривации и отгороженностью от собственного внутреннего мира.  Холод внутри, замороженные эмоции – это хоть какая-то  защита для хрупкой человеческой психики.

К пострадавшим можно также причислить грамматические конструкции: неправильное изменение слов (пресловутые «каждыми днями» и «покложьте»), замена одной части речи на другую или замена незнакомых слов на похожие (не  удочка , а ловить рыбу; не молоток, а забивать;  не стирает, а моет) . Из таких несогласованных падежей и неправильных спряжений  складываются малопонятные собеседнику фразы – предложения, кстати, обычно нераспространенные, одно- или двухсловные. Дети в детском доме не слышат, не чувствуют и не понимают оттенков лексического значения, которые придают слову приставки и суффиксы. Им бывает очень трудно сформулировать фразы про ситуации со временем и расстоянием, оценить или сравнить. Трудности с аналитическим мышлением априори вычеркивают использование антонимов и синонимов и любых аллегорий. Дети не понимают переносного значения слов, не могут истолковать пословицу (на чем часто и горят на психолого-медико-педагогических комиссиях, которые дают им путевки в коррекционные интернаты).

 Конечно, дети в детском доме хотят общаться не меньше их сверстников по ту сторону забора. Конечно, они хотят понимания. Но ограниченная среда обитания, сенсорный голод приводят к сниженной познавательной активности, поэтому в результате не позволяют им поддерживать диалог на уровне, который предлагают взрослые, например, волонтеры. Поэтому дети предпочитают ограничиться тактильными контактами, которых им так не хватает, и ситуативной беседой.  А потом наступает пора выпуска из детского дома в самостоятельную жизнь… И мы продолжим ломать копья на тему постинернатной адаптации. Выпускники детских домов плохо адаптируются в жизни не только потому, что им мало рассказывали, как деньги тратить, и не научили чай заваривать. Пропасть, разделяющая детский дом и обычную жизнь гораздо глубже. Страшно? Конечно страшно. Есть ли чем вас порадовать напоследок? А есть  чем…  Этот текст основан на научных публикациях и личных наблюдениях. Так вот есть еще одно личное наблюдение: речь в детском доме калечится  и страдает, но это поправимо. Человек – невероятное существо, он так на многое способен, несколько лет жизни в семье практически полностью восстанавливают речь. В устной речи появляется образность, сложные грамматические конструкции, эмоциональная окрашенность и даже согласование падежей. И это все дает надежду на понимание и принятие ребенка обществом. А все мы помним, что счастье – это когда тебя понимают.