Что такое кризисная ситуация и откуда она берется?

В  рамках проекта «Помощь по адресу», который мы реализуем при поддержке Фонда президентских грантов, специалисты фонда оказывают не только материальную помощь, социальное и юридическое сопровождение, но и психологическую поддержку.  Зачем нужна психологическая помощь, если людям просто нечем кормить своих детей? Почему недостаточно материальной помощи семье, которая попала в кризис? – такие вопросы мы задали психологу проекта «Помощь по адресу» Юлии Ефимовой.

На старте работы с семьей мы проводим психологический мониторинг, чтобы выявить причины кризиса, понять ресурсы и риски семьи. По результатам мониторинга принимается решение, какая помощь нужна семье  и предлагаются индивидуальные консультации или  работа в группе, а иногда и то, и другое. И на вопрос, сможет ли семья после получения психологической помощи справляться с жизнью самостоятельно, я не знаю ответа. Но я точно знаю, что это делать надо. Надо создавать условия, надо выстроить ресурс, к которому люди могут обратиться, когда помощь необходима и им негде и не от кого ее получить. Надо держать двери открытыми. Поддержать человека, когда он один на один с бедой– это  очень сильно про человечность. Это про то,  что присуще людям: поддержка, внимание, безопасность. Такое безопасное место должно просто быть в жизни каждого человека.

Наверно, не все семьи нуждаются в психологической помощи? И что они получают в результате?

Кризис – это общее понятие, в него попадают по-разному: по разным причинам, с разной продолжительностью и разными перспективами. Есть несколько типов семей. Например, семьи с ресурсом. В жизни каждого человека может случиться трагическое событие или временные трудности – что-то, с чем трудно справиться самостоятельно…. Таким людям нужна временная поддержка на тот период, пока они находят новую работу или жилье, переживают горе от потери близкого человека, решают проблемы со здоровьем и т.п.

Другая ситуация – это семьи, где родители не имеют адаптивных успешных способов справиться с жизненными трудностями. Как правило,  они сами являются выходцами  из несоциализированной семьи. Я называю это: отголоски советского прошлого, когда люди на полном серьезе ждут, когда им дадут необходимые блага, сами при этом они не имеют активной позиции по отношению к собственной жизни. Такие люди не верят в свои способности и считают себя объектом чьих-то действий. Кто-то большой и взрослый придет и решит их проблему – так они представляют себе выход из кризиса.

И третий вариант –глубокий хронический кризис.  Это семьи на грани выживания, они не очень социализированы, не могут вписаться в жизнь – не являются активными участниками отношений с другими людьми, не могут планировать, выбирать. В группе хронического кризиса находятся люди, пережившие травматизирующие события, например, люди с сиротским опытом. Это могут быть и выпускники детских домов, и те, кто воспитывался в приемных семьях, и те, кто не получил опыта развития в собственной семье.

Терапевтические стратегии для каждого случая совершенно разные. Первая группа, внезапно для себя и других попадает в острый кризис и, прежде всего, перестает в себя верить. Людям очень трудно принять свое новое положение и изменить свою жизнь в очень простых вещах: научиться планировать свою жизнь на очень маленький бюджет, искать подработку. А их близкое окружение часто ничем не может им помочь, потому что подобного опыта не имеет. Поэтому основная стратегия – вернуть человеку веру в себя. Не просто сказать ты молодец, хотя и это важно, а создать условия, в которых человек почувствовал бы в себе силы. Например, в группе на фоне остальных участников такие родители увидят себя более сильными и продвинутыми, осознают свои ресурсы. И люди воодушевляются, у них появляется надежда и силы для выхода из кризиса

Родители из второй  группы ждут помощи в инфантильной позиции, «от меня ничего не зависит» — вот их девиз. Человек воспринимает себя очень маленьким, фигура благотворителя (психолога, социального работника) в его понимании большая и взрослая. Работа в группе позволяет такому человеку увидеть черты взрослости в себе. Происходит своеобразное выравнивание, появляется позиция «взрослый-взрослый», в идеале, благодаря групповой работе, люди взрослеют и принимают ответственность за себя и свою жизнь. Сравнивают свою жизненную ситуацию с «одногруппниками» и начинают перенимать опыт у других людей, которые делают самостоятельные шаги, чтобы  выбраться из кризиса.

Третья группа – это родители с травмирующим опытом, не умеющие формировать привязанность.  Группа им нужна, чтобы расширить представления, узнать, как бывает по-другому, посмотреть на другие сценарии. Им  очень трудно создавать контакты, обычно эти контакты очень поверхностны, сами они плохо способны к изменениям, часто провоцируют других людей на конфликты, не понимая этого. Такой подростковый стиль они транслируют и в общении с собственными детьми. С формальными обязанностями – накормить, уложить спать и т.п. — они вполне справляются, но не могут создать чувство безопасности у детей. Группа для таких травмированных людей становится семьей, которая принимает их со всеми особенностями, дает опыт длительных доверительных отношений. Для многих из них это первый опыт формирования доверия. Кроме того, участники группы с радостью делятся друг с другом всякими практическими наработками: как приготовить еду, где найти подработку, как поступить с ребенком в том или ином случае.  Им нужно научиться стратегии поступательного движения маленькими шагами к намеченной цели, поскольку, как правило, они хотят всего и сразу. Им кажется, что цель должна быть достигнута после первого же сделанного шага. Они не осознают своего травматического опыта. Человеку нужно принять собственные внутренние ограничения, принять свою травму — канавки, выемки и зазубринки, которые будут мешать идти вперед. Для этой группы родителей, конечно, показана не только групповая форма, но и индивидуальная терапия.

Как помочь ребенку из семьи в трудной жизненной ситуации не оказаться в таком повторном хроническом кризисе, когда он сам станет родителем?

Если мы вспомним собственное детство, мы обязательно вспомним какого-то взрослого человека, чьи слова были нами услышаны. Это может быть учитель, тренер, руководитель кружка или кто-то еще, чье мнение было для ребенка важным. Я очень надеюсь, что, благодаря общению с Апрелем, у детей появится такой человек. Значимый другой. Особенно это важно для подростков, у которых отношения с родителями уже не в центре внимания, а потребность в общении со взрослыми существует. Вдохновляет идея наставничества, которую мы начали реализовывать в этом году. Наши добровольцы приходят в семьи и помогают детям приобретать новый жизненный опыт, раздвигают горизонты для них и одновременно повышают ресурс родителей. Мы надеемся, что добровольцев для помощи семьям будет больше, а значит, больше будет и детей, увидевших другую сторону жизни и получивших представление о собственных силах и возможностях. Хочется верить, что благодаря такому общению детям захочется изменений, которые помогут им выработать активную позицию и много добиться.

P.S. Мы приглашаем добровольцев присоединиться к нашему проекту и помогать конкретным детям. Поддержать проект финансово можно по ссылке https://april-deti.ru/campaign/podderzhka-semej-v-krizisnoj-situatsii/