English Карта сайта
п»ї
»з объ¤снени¤ матери Е в милицию:
"я имею ребенка, ... г.р., ребенок дл¤ мен¤ в т¤гость, так как ¤ нигде не работаю, денег на его воспитание нет. ѕью часто, угощают подруги, да и когда у мен¤ по¤вл¤ютс¤ деньги, покупаю спиртное. я не хочу воспитывать сына и согласна, что бы мен¤ лишили родительских прав, пусть он живет в детском доме. ?алеть его ¤ не буду".






web-дизайнер
web-программист

Rambler's Top100
Ќаходитс¤ в каталоге јпорт
Статьи -> Размышления на тему родственной опеки


Благотворительный фонд «Апрель» Перечислить деньги онлайн
 НОВОСТИ
 АКЦИИ
 О ФОНДЕ
 ПРОЕКТЫ  
 ПРАЗДНИКИ  
 ОТЧЕТЫ  
 ДЕТСКИЕ ДОМА  
 описание  
 Законодательство  
 Юр.консультация  
 КАК ПОМОЧЬ  
 отдать вещи  
 ПЕРЕВЕСТИ ДЕНЬГИ  
 ПЕРЕВЕСТИ ПО SMS  
 РЕКВИЗИТЫ  
 ФОРУМ  
 СТАТЬИ  
 БЛАГОДАРНОСТИ  
 ГОСТЕВАЯ КНИГА  
 КОНТАКТЫ  
Ѕ‘ «јпрель» ¬ онтакте Ѕ‘ «јпрель» ¬ онтакте Ѕ‘ «јпрель» ¬ онтакте Ѕ‘ «јпрель» в ?? (LiveJournal) Ѕ‘ «јпрель» в “виттере (Twitter) Ќаш канал в Telegram
 ССЫЛКИ  
 НАША РАССЫЛКА  

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК ДАННЫХ ДЕТЕЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

18.07.2016

Размышления на тему родственной опеки

Немного мыслей о родственной опеке

За последние годы мне неоднократно с самыми разными людьми приходилось обсуждать проблемы, так или иначе связанные с темой социального сиротства. Среди моих собеседников были такие, кто впервые задумался об этом, столкнувшись со мной и моей деятельностью. Были и специалисты, кто вник в проблему существенно глубже, и успел сделать, соответственно, тоже больше. В основном же мне встречались те, кто что-то слышал, что-то читал о социальном сиротстве, но не более. Фабулой этих разговоров, с поправкой на уровень погруженности собеседников в проблему, всегда было примерно одно и то же: что детям в детском доме (ДД) – плохо, и не надо бы им там жить, приемным родителям надо помогать, да и с кровными родителями необходимо работать, чтобы поменьше детей попадали в ДД. О том, что у ребенка, оказавшегося в детдоме, чаще всего есть и другие родственники помимо родителей, вспоминают редко. Между тем, уделив именно им больше внимания, можно было бы существенно повлиять на проблему социального сиротства в целом.

Впервые столкнувшись с тем, что у большинства детей, попавших в детдома, есть дееспособные и адекватные родственники, испытываешь шок. Конечно, речь не о родителях, у которых по каким-то причинам данных детей забрали. Речь о других, более социально приспособленных членах семьи, которые почему-то не спешат забрать ребенка из учреждения. Совершенно непонятно, как они уживаются со своей совестью, когда их внук, племянник или младший брат живет в детдоме. Все эти родственники, которые оставили родных людей прозябать – суть погибать - в казённом доме, достойны осуждения, не так ли?

Только вот на деле все не так просто.

Предположим, что у лишенных прав родителей есть вполне успешные и состоявшиеся в жизни родственники, и они по всем внешним параметрам имеют возможность забрать детей к себе. Однако большинство кризисных семей как раз и отличает то, что родители теряют позитивные связи с социальным окружением, прежде все, со своими более социально адаптированными и личностно состоявшимися родными. Те же дяди, тети, двоюродные братья-сестры с большой вероятностью практически не знают детей своих непутевых родственников, видели их пару раз в жизни. По сути, для них это фактически чужой ребенок, с которым у принимающей семьи нет глубоких эмоциональных связей и взаимопонимания. И на мой взгляд, в таком случае ситуация не отличается от ситуации людей, которые берут из ДД абсолютно незнакомого им ребенка.

Безусловно, сама по себе система детского дома калечит психику, и этой травмы дети, которые только что лишились родителей и сразу попали в другую семью, избегают. Однако с собой они принесут накопленный с родителями опыт пренебрежения, насилия и острое переживания утраты (ни для кого не секрет, что дети любят даже самых плохих родителей и потеря их – это самое настоящее горе).

Чтобы правильно взаимодействовать с ребенком, переживающим стадию острого горя, нужна достаточно серьезная специальная подготовка, тут обязательных курсов ШПР не хватит. То есть родственники-опекуны, столкнувшись со всеми «прелестями» принесенного из родительской семьи багажа, окажутся, скорее всего, беспомощны. И хорошо, если им хватит жизненного опыта и мудрости не только выдержать все странные и малоприемлемые формы, которые может принимать детское горе, но и помочь ребенку пережить его.

Существует и еще один важный момент. Сами родственники-опекуны, которые оказываются в такой ситуации (помещение кровных родственников в детское учреждение), переживают, как минимум, очень сильный стресс. В отличие от приемных родителей, у них не было возможности заранее все обдумать, рассчитать и подготовиться к появлению в доме новых членов семьи. Ни в бытовом, ни в материальном, ни в психологическом смысле. А ребенку нужно где-то спать, играть и делать уроки, его нужно водить в школу или детский сад, покупать одежду, обувь. И всё эти задачи опекун должен решать практически мгновенно и одновременно. Сложившееся положение для родственников-опекунов весьма травматично. Ведь непутевые родители, в большинстве случаев, им небезразличны, а как-то на них повлиять и заставить жить по-человечески практически невозможно.

Вот и оказывается такой опекун в ситуации «без меня меня женили»: в его зоне ответственности появляется незнакомый, сильно травмированный ребенок, которого он не выбирал и не хотел, и что с этим ребенком делать, совершенно непонятно. Да и сил на это, в общем-то, нет. Неудивительно, что справляются немногие.

Отдельная и еще более тяжелая история – бабушки-опекуны. Те самые, которые родили, вырастили и воспитали горе-родителей. И то, что своих внуков бабушки обычно знают хорошо и очень любят, не слишком помогает. Часто бабушки-опекуны живут с постоянным ощущением собственной несостоятельности как родителей и вины за всё произошедшее. Страшно снова не справиться, повторить свои прошлые ошибки, да и возраст уже не тот и здоровье подорвано. Вскрывать причину нынешних проблем, а уже тем более найти в себе силы что-то пересмотреть и изменить в своем поведении и способах реагирования на окружающий мир – задача сложная и глобальная, не всем под силу. А уж если ребенок попал к бабушке, потому что родители умерли, то ко всему остальному прибавиться и сильнейшее переживание потери самой бабушкой. У такой бабушки в принципе нет ресурсов на психологическую работу, поэтому справляться с воспитанием внука получается не очень, зато легко и просто перегибается палка.

Получается своеобразный замкнутый круг: взрослый не справляется с собой и не может контролировать попавшего к нему трудного ребенка, у того ухудшается поведение, и к трудностям внутри семьи добавляются проблемы с окружающими людьми в школе, садике. Решать эти проблемы опять же не очень получается, сил нет ни у взрослого, ни ребенка, обоим становится еще сложнее и проблемы растут и множатся.

Конечно, есть семьи, которые, так или иначе, справляются. Кому-то хватило собственных сил и ресурсов, другим повезло с понимающим учителем, воспитателем, третьим помогали родственники или друзья. И постепенно всё налаживается.

Но у многих описанная выше схема «наращивания проблем» действует из года в год, и, дотянув из последних сил детей до подросткового возраста, бабушки либо сами отказываются от опеки, либо детей забирают принудительно, так как бабушки перестают справляться с ними окончательно. При этом даже если ребенок остается в семье с бабушкой, большой вопрос, удастся ли ему вырасти в таких условиях гармоничной личностью.

Очевидно, что семьям, в которых дети находятся под опекой родственников, нужно сопровождение не меньшее, чем кровным семьям в кризисе либо приемным семьям. И работать с такими семьями, учитывая всё вышеизложенное, нужно обязательно. На практике же выходит иначе, и подобных семей с родственной опекой я знаю не одну, и не две, к сожалению. Пристроив детей к родственникам, ответственные люди с облегчением выдыхают и идут дальше с чувством выполненного долга: ведь ребенок попал к родным людям, как-нибудь разберутся.

Вот они и разбираются, как могут и умеют.

Маргович Виктория, психолог Фонда \"Апрель\"

 


См. также:

Статьи -> Размышления на тему родственной опеки